Про реформы, скорость и историю

История ничего не оправдывает. История ничего не призвана пояснить. Она, преимущественно, оперирует фактами с разными трактовками. Примерно также обстоит дело с управлением. Внедрение управленческих решений не подчиняется законам хотелок, она подчиняется законам управления. Как история следует своим внутренним и логичным законам. Факторов случайности там крайне мало.

Так вот. Данный текст не призван кого-либо оправдать, обелить или очернить. Он лишь является констатацией факта.

Нет, после Майдана к власти в Украине не пришли гениальные волевые вожди. Нет, власть в Украине не была захвачена честолюбивым полководцем и при этом интеллектуалом. И, смиритесь, этого не случится в ближайшее время.

Потому что нет и близко человека, который бы обладал достаточным авторитетом или инструментом насилия, способным захватить и удержать в руках жесткую власть для внедрения быстрых изменений. В конце концов, тому же Михаилу при всем уважении (его остатках) в Грузии это удалось лишь частично.

Да, для внедрения и насаждения стремительных изменений власть должна обладать помимо желания, еще и финансовым, и силовым инструментом. При этом большинство управленческих решений (антикризисных или реформаторских), разумеется, принимается в таких ситуациях волей одного человека или узкого круга людей, без особых обсуждений, публичных дискуссий, парламентских слушаний и т. д. Практически всегда при внедрении быстрых реформ подавляется свобода слова, идеологический плюрализм резко сужается, а допустимая критика власти сводится к нулю. Примерно так проводились реформы в Южной Корее, Тайване, обе раза – Мэйдзи и послевоенные – в Японии, в Турции и других странах, далеких от образцов Европейской цивилизации. В случае существования внешней военной угрозы (см. Корея, Тайвань) так вообще в условиях практически тоталитарного управления.

Источник

Загрузка...