Трудоустройство безработных – дело рук самих безработных

Трудоустройство безработных – дело рук самих безработных

На недавнем заседании украинского Кабмина было принято решение реформировать работу службы занятости. Понятно, что система государственной службы занятости давно изжила себя и тянет из бюджета немалые средства на своё существование. В свою очередь, Кабмин ищет сферы, в которых можно сократить расход государственных средств. К чему может привести очередная неожиданная реформа 2017 года.

Устарелые методы центров занятости

По данным Минсоцполитики около 10 миллионов украинцев трудоспособного возраста не являются официально занятыми работой. Показатель не занятого работой населения составляет около 38% от общего количества трудящегося населения. Часть этих людей работает нелегально, часть перебивается временными заработками, кто-то зарегистрирован в службе занятости.

Какой была до недавнего времени система работы государственной службы занятости? В общем, это была чистая формальность. Ведь многие безработные искали и ищут работу самостоятельно, а те вакансии, которые официально предоставляет государство – либо малооплачиваемые, либо малоперспективные. Поэтому эффективность работы службы занятости всегда была довольно низкой. При этом государство тратило на содержание этой структуры огромные средства.

Многие безработные знают, что числиться в службе занятости не означает, что можно найти достойную работу. По некоторым данным самые высокооплачиваемые вакансии не доходят до простых безработных, а в первую очередь предоставляются родственникам и знакомым работников государственной службы занятости. Тот, кто реально хочет найти достойную работу должен как-то отблагодарить инспектора службы занятости. А это уже взятка должностному лицу.

При этом существуют альтернативные способы – как найти работу. К их числу относятся частные фирмы по трудоустройству и сайты в интернете, на которых можно размещать своё резюме и самостоятельно искать работодателя. Правда, многие частные фирмы по трудоустройству берут за свои услуги немалые деньги. Как правило, частные рекрутинговые компании вначале берут плату за регистрацию в своей базе вакансий, а позже при трудоустройстве взимают за эту услугу часть денег с первой зарплаты клиента. 

Функции центров занятости

Что может предоставить безработному государственная областная или городская служба занятости?

Во-первых, центр занятости может подыскать безработному вакансию, согласно его образованию и специальности. Но если человек с высшим образованием вдруг захочет работать чернорабочим, то ему в этом откажут. Этот факт часто затрудняет быстрый поиск работы для людей, которые согласны на любую работу. При этом, многие украинцы с дипломами о высшем образовании успешно работают чернорабочими за границей.

Во-вторых, если человека сократили с предыдущего места работы, то биржа некоторое время будет выплачивать ему процент от его ставки.

В-третьих, для тех, кто не нашел работу, центр занятости может обеспечить временный заработок на общественно-полезных работах. Безработного, с его согласия, могут временно направить на работу, которая не требует высокой квалификации – что-то где-то покрасить, побелить.

В-четвертых, центр занятости может помочь безработному получить новую, более перспективную специальность и направить его на учебу на курсы переквалификации. Правда, безработных со среднетехническим образованием могут направлять на учебу лишь по таким же рабочим специальностям. Был человек маляр, значит может переучиться на газосварщика. Соответственно с дипломом о высшем образовании можно получить еще одну профессию с дипломом «специалиста», хотя тут выбора гораздо меньше, так как в стране хватает дипломированных юристов, бухгалтеров и экономистов.

В-пятых, в особо редких случаях безработный может написать свой бизнес-план и попытаться открыть свой частный бизнес. В этом ему поможет программа местных бюджетных инвестиций по развитию малого бизнеса. Когда-то такой вид помощи безработным был довольно развит, сейчас это редкость. Но если учесть тот факт, что программа бюджетной децентрализации позволяет местным областным и городским органам власти накапливать в своем распоряжении немалые средства, то часть этих денег можно было бы направлять на создание рабочих мест малого бизнеса. Ведь часто безработный, который имеет рабочую специальность портного, слесаря, сантехника, строителя, столяра, электрика не может найти работу на фирме, но может создать небольшой частный бизнес по обслуживанию населения.

Чем власти могут помочь безработным

Государственные центры занятости работают по старому принципу и часто безработному формально пытаются подыскать работу. Те кто не регистрируется в центрах занятости и ищут рабочее место самостоятельно, имеют больше шансов трудоустроиться. Поэтому реформа работы государственной службы занятости должна заключаться в новых методах совместного поиска работы безработного и центра занятости. Безработных должны учить, как можно эффективно создать резюме и быстро найти работу. Многие частные работодатели не размещают свои вакансии в государственных центрах занятости, так как считают, что там ищут работу низкоквалифицированные и возрастные безработные.  Местные органы самоуправления должны наладить связи частных фирм и государственных центров занятости, глубоко анализировать рынок рабочих специальностей.  Иначе реформа государственной службы по поиску вакансий просто изживет себя и станет очередной формальностью. А пока трудоустройство безработных остается делом рук самих безработных.

Загрузка...